Ответы любителя аниме на вопросы не любителей аниме.
• Ты с ума сошел! Взрослый человек, а мультяшки смотришь…
• У этих японцев глаза все одинаковые…
• …и волосы диких цветов. Почему?
• А почему они так странно двигаются? Так в жизни не бывает!
• Порнография сплошная!
• А почему 3 кадра в секунду?
• А почему голоса такие странные?
• Японские мультфильмы создают ЦРУ и секты, чтобы зомбировать людей!
• Не японское это дело — комиксы и анимация…
Ты с ума сошел! Взрослый человек, а мультяшки смотришь…
Да, смотрю. И многие люди во всем мире тоже смотрят. Причем здесь сумасшествие? Во-первых, аниме, которое становится известным за пределами Японии, — как правило, лучшее из того, которое существует. Такой своеобразный фильтр — настоящую лажу мало кто будет покупать и переводить. Во-вторых, большая часть любимого мной и моими друзьями аниме изначально создавалось не для маленьких детей, а для подростков и молодых людей. Научная фантастика, фэнтези, боевики, комедии, мыльные оперы… Если лично вы ничего такого не смотрите и не читаете — значит, у вас просто очень мало времени. Нельзя так напрягаться — это вредно. Надо иногда расслабляться.
У этих японцев глаза все одинаковые…
Приглядитесь внимательнее. У разных персонажей разный размер глаз. Большие, выразительные глаза — признак юности и красоты. Если вы считаете, что признак красоты — это «поросячьи глазки», поздравляю, вы — редкий случай. Нам не известна культура, в которой бы так считалось.
В отличие от американцев, для которых анимация — карикатура, для японцев она — символическая система. Поэтому красоту и молодость они символически обозначают «большими» глазами, а старость — «глазами-щелочками». Все логично и соответствует, скажем, древнерусской эстетике красоты. Не зря ведь святых и Иисуса Христа часто на иконах изображают с выразительными глазами.
С другой стороны, через выражения глаз и лица проще всего передавать человеческие эмоции. Разумеется, в манге и аниме встречаются и «узкие» глаза — скажем, именно так в манге и аниме «3×3 глаза» изображен главный герой.
Важно заметить, что сами японцы не считают «азиатские» глаза более узкими, чем европейские. Для них европеоидные и монголоидные лица различаются размером носа. Графическое же различие в размере глаз — это расхождение эстетических систем, а не «комплекс малоглазия», как многие думают.
…и волосы диких цветов. Почему?
Для удобства и красоты. Во-первых, цвет волос часто намекает на характер персонажа. Во-вторых, так проще различать персонажей одного пола и возраста (а если они еще и в одинаковой форме, и не уроды?!). Обычно такие персонажи различаются, в первую очередь, по прическе и цвету волос. Это не сугубо японский прием — обычная экономия в любой анимации и комиксах. В-третьих, некоторые персонажи оправданно имеют необычные волосы — инопланетяне, демоны, панки…
Как правило, для японцев характерны два цвета волос — черные и темно-каштановые. И если, например, в школьном классе только у одного ученика волосы цвета, отличного от остальных, то его могут попросить их перекрасить! Поэтому многие, став постарше, в знак протеста красят волосы в самые дикие цвета — так что желтые или зеленые волосы в современной Японии можно встретить на самом деле, особенно среди молодежи.
Естественно, бывают и «реалистичные» аниме с «правильными» волосами. И в последние годы их становится все больше и больше.
А почему они так странно двигаются? Так в жизни не бывает!
Так ведь аниме — не жизнь. Аниматоры не ставят себе задачу «передать жизнь как она есть». Даже кино этим не занимается. Аниме передает основные фазы движения, которые наш мозг сам складывает в движение. Это может быть непривычно, но мешает только профессиональным аниматорам, которые привыкли к другому. ^_^
Порнография сплошная!
Ничего подобного. Во-первых, в Японии с конца прошлого века действуют весьма строгие цензурные законы, и даже их старинные эротические гравюры невозможно издать в полном объеме. Какая уж тут настоящая порнография! Во-вторых, порнография не составляет большинства ни в одной массовой культуре. Сексуальные шутки и намеки — это одно, а вот детализованное изображение полового акта — это совсем другое. На научную фантастику спрос гораздо больше.
Конечно, в аниме и манге бывает и эротика, и цензурированная порнография. В свое время их начали очень активно вывозить за границу и издавать — права стоили очень дешево и можно было быстро окупить затраты, продавая «экзотику». В Интернете этого добра тоже полно — такой уж тут собрался озабоченный контингент. ^_^ Но реального большинства во всей массе манга и аниме — продукции порнография никогда не составляла.
Больше всего порнографии в любительском и полулюбительском творчестве. Не надо ничего особенного придумывать, но сколько-нибудь копий «клубнички» продать можно всегда. Опять же, несмотря на Уголовный кодекс, японцы вполне терпимы к порнографии и личным сексуальным «извращениям».
А почему 3 кадра в секунду?
3 кадра в секунду — стандарт телевизионного мультсериала в 1960- е годы. Исключительно ради экономии денег. Теперь это 8 или 12 кадров в секунду — мировой ТВ-стандарт для анимации. Чего, на мой взгляд, вполне достаточно. Мозг ведь не запоминает непрерывное движение, а лишь его кульминационные точки. Эта экономия позволяет больше сил бросить на прорисовку персонажей.
Вообще, главное — это не техника анимации, а воздействие, которое она оказывает. Если вам не нравится фильм — вам все равно, сколько денег на него выбросили, лучше от этого он для вас не станет. И наоборот, если фильм вам нравится, то вы его не разлюбите, если узнаете, что он снят за копейки. ^_^
А почему голоса такие странные?
Озвучание аниме — это отдельный, долгий и очень интересный разговор. Сэйю (озвучивающие аниме актеры и актрисы) в Японии — это отдельная профессия, многие из них — весьма известны и популярны, у них есть свои фэны и фэн-клубы, сайты в Интернете и так далее.
Самой, наверно, необычной особенностью озвучания аниме являются высокие голоса героинь. Дело в том, что в Японии высокий женский голос считается красивым и привлекательным, а низкий женский голос ассоциируется с угрозой. Поэтому, например, в магазинах продавщиц специально учат говорить как можно более высокими голосами. По этой же причине положительные героини в аниме говорят именно так.
Кстати сказать, большинство песен в аниме исполняются озвучивающими их актерами, а не специально приглашаемыми певцами, как, скажем, в диснеевских фильмах. Иногда для озвучания аниме приглашают театральных и киноактеров — чтобы «разнообразить» уже приевшиеся голоса профессиональных сэйю.
Японские мультфильмы создают ЦРУ и секты, чтобы зомбировать людей!
ЦРУ тут точно не причем. Если ЦРУ и поддерживает какие-то анимационные и комикс-проекты, то не в Японии, а в США. Собственные же спецслужбы Японии для таких проектов слишком слабы.
В создание аниме и манги идут в первую очередь те японцы, кто готов пожертвовать высокими зарплатами и нормированным рабочим днем, но не носить «что положено» и творить не по указке. Структура японского рынка такова, что практически любой хороший и трудолюбивый художник может заработать на хлеб выражением своих, а не чьих-то еще мыслей — какими бы ни были эти мысли.
Некоторые японские секты, в частности, «Аум Синрикё», действительно создавали свою мангу. Но это были средства чистой пропаганды. Отличить эти произведения довольно просто, и никакого зомбирования там нет. Во времена СССР создавались аналогичные по стилю и содержанию комиксы о Ленине, которые бесплатно распространялись на Западе — однако распался СССР, а не Запад.
Большая же часть создателей манги и аниме — обычные японские интеллигенты. У них бывают разные взгляды, в том числе политические (от крайне левых до крайне правых) и религиозные (от христианских до атеистических), и каждый читатель волен выбирать произведения по своему вкусу и соглашаться или не соглашаться с авторами, поскольку эти взгляды выражаются прямо и явно, а не скрыто.
Не японское это дело — комиксы и анимация…
Ну, это как сказать. Вообще-то, история манги насчитывает около 1000 лет — первые опыты «историй в картинках» появились в X веке и никак не были связаны с аналогичными европейскими традициями. И в дальнейшем японская традиция манги никогда не прерывалась.
Другое дело, что под влиянием американских и европейских комиксов и анимации в эстетике манги произошли существенные изменения, но большей частью чисто изобразительного характера. Да и те были сильно адаптированы к японским культурным реалиям. А вот специфика сюжетных линий и формата манги — это уже чисто японские достижения, практически не имеющие аналогов в западном искусстве. При этом существуют и авторы, продолжающие исконные традиции и рисующие мангу в стиле классических японских гравюр.